На главную Написать письмо Карта сайта

Главная Зоо Форум Новости в мире животных В мире Фотогалерея Видеогалерея Ссылки

Уральские ученые нашли единственное в мире кладбище пещерных львов

Крайне интересные находки привезли ученые из палеонтологических экспедиций по Южному Уралу: представители УрО РАН нашли самое древнее святилище с мустьерскими остроконечниками, пробитым черепом древнего медведя и кладбищем с уникальными останками гигантского пещерного льва.

О том, что в Иманай в Башкирии лежат крупные кости, охотники на барсука знали давно.

Местные жители оставляли ловушки у входа в пещеру и вглубь не заглядывали. Было несколько любопытных, но когда они обнаружили останки, рассказали о находке единомышленникам и больше туда не ходили. У башкир специфичное отношение к древним костям, которые могут быть найдены в скалах: им неприятно находится рядом с останками, поэтому пещера оставалась закрытой для науки. Пять лет назад о загадочном месте охотники рассказали палеонтологам и археологам. Была проведена разведка территории, еще несколько лет ушло на организацию экспедиции.

В ее состав вошли семеро сотрудников Института экологии растений и животных, Института истории и археологии Уральского отделения РАН из Екатеринбурга и восемь археологов Института истории русского языка и литературы Башкирского научного центра РАН. Обосновались на месте самой крупной по количеству орудий древнего человека палеолитической стоянки и каждый день отправлялись на раскопки внутрь горы. Провели раскоп 6 на 6 метров глубиной в 60 сантиметров в месте, где встречаются наиболее ценные находки, и обнаружили там немыслимое количество важных для науки фрагментов.

— Мы нашли кости гигантского пещерного льва — у нас есть около 500 экземпляров. А ведь описали это животное только в Западной Европе, где было найдено несколько экземпляров костей. В России такую находку обнаружили лишь однажды, в Азии. Но в мире такого крупного скопления костей льва, как в этой пещере, обнаружено раньше не было! — рассказывает Дмитрий Гимранов, научный сотрудник Института экологии растений и животных Уральского отделения РАН. — Как зверь туда попал, остается загадкой. Затащил ли туда его человек или он сам по какой-то причине зашел внутрь и умер — неясно. К тому же все особи — крупные, взрослые, в расцвете сил. Почему они там погибали, смогут ответить только дальнейшие раскопки.

— Скопление костей гигантского пещерного льва действительно уникально. Это натуральное кладбище! — отмечает старший научный сотрудник Института экологии растений и животных Уральского отделения РАН Павел Косинцев, — До сих пор в мире подобных мест найдено не было. Известны «захоронения» пещерных медведей, в том числе на Урале, где буквально сотни особей погибали в зимней спячке. Медведи — это понятно, но зачем так далеко в пещеру заходить гигантской кошке? Это же не в ее биологии! Ладно бы одна особь, но здесь их не меньше пяти-шести погибло… Это и биологическая, и палеонтологическая, и археологическая загадка. Ведь не исключено, что туда животных мог затаскивать человек, создавая святилище. Впрочем, пока это полуфантастическая догадка.

Судя по фрагментам, гигантский пещерный лев был в полтора раза больше пещерного льва. И мог легко весить 600 килограммов, то есть — примерно как три его более мелких собрата.

Самым интересным оказалось то, что здесь же был обнаружен череп малого пещерного медведя и каменное оружие. Археологи столкнулись с более древней каменной индустрией, чем поздний палеолит, с так называемой «Эпохой мустье». Ученые сами с трудом в это верят, но до этой экспедиции было найдено всего два мустьерских остроконечника на Кавказе, а уральцы их нашли по меньшей мере 8.

Удивительным стало и то, что в правой теменной кости черепа медведя палеонтологи зафиксировали отверстие, пробитое, судя по форме, именно мустьерским остроконечником. Ранее доказательств охоты на пещерного медведя на Урале не было.

— Так как пещера очень длинная, а кости и остроконечники находились в большом зале в самом ее конце, можно говорить, что человек заходил туда время от времени. Если бы это была стоянка, мы бы нашли пищу и оружие самого разного типа. Вероятно, это было святилище. Остроконечники человек положил там в сакральных ритуальных целях. Согласно исследованиям, радиоуглеродная дата костей пещерного льва составила 30 000 лет. Значит, это точно самое древнее святилище древнего человека на Урале и одно из самых необычных в России. Таких в нашей стране еще не находили, только в Чехии и Австрии, — отмечает Косинцев.

К слову, археологи отмечают, что возраст мустьерских остроконечников может составить 60 тысяч лет, что будет означать, что святилище еще древнее, чем предполагается.

Сейчас в парке Башкирии находятся 40 крупных мешков с концентратом (обработанной специалистами почвой на предмет нахождения в ней мелких элементов — ред.) и около 20−25 ящиков с костями животных. Все это палеонтологи в скором времени транспортируют на Урал, а находки археологические останутся у коллег из Башкирии.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Партнеры

Зоо Форум Зоо Форум
Пёс и Кот Пёс и Кот